Дмитрий Веденяпин родился в Москве в 1959 г. Окончил Институт иностранных языков им. М.Тореза (ныне Московский лингвистический университет). В настоящее время ведет поэтический класс в Институте журналистики и литературного творчества. Стихотворения Веденяпина публиковались в сам- и тамиздате («Часы», «Континент» и др.), а, начиная с 1988 г., и в российских журналах («Новый мир», «Октябрь», «Новая Юность», «Постскриптум», «Новая Россия», «Огонек», «Кольцо А», «Знамя», «Воздух» и др.) и поэтических антологиях. Дмитрий Веденяпин - автор поэтических книг: "Покров" (Москва, "Русский мир",1993) и "Трава и дым" Москва, "Проект О-Г-И, 2002). В настоящее время еще две книги находятся в печати: «Между шкафом и небом» (проза, стихи, фотографии) и «Что значит луч» (новая книга стихов). Стихотворения Веденяпина переводились на английский, чешский, итальянский, испанский и эстонский языки. Дмитрий Веденяпин – участник многих поэтических фестивалей, в том числе, фестиваля Балтийских стран «Норд-Вест», фестиваля в Трансильвании, а также фестивалей и поэтических встреч, проводимых в разных городах России и ближнего зарубежья (Вологда, Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Тольятти, Иркутск, Братск, Калининград, Чебоксары, Харьков и др.). Живет в Москве.
Озарение Саид-Бабы
1
Вдруг начались серьезные
дела.
Как бы погасли солнечные
пятна.
Жизнь, что была, взяла и
уплыла,
Как облако, немного
безвозвратно.
На яблоне сидит
"павлиний глаз",
"Лимонницы"
калитку украшают,
Мерцая,
"адмирал" пустился в пляс…
Но бабочки уже не
утешают.
Горит отдельно эта
красота,
Отдельно птицы тенькают и
вьются.
Старик в пенсне кричит:
"Я сирота",
Смешно кричит, и в зале
все смеются.
Однажды, сорок лет тому
назад,
Я тоже был один на целом
свете:
Проснулся - дом молчит, и
дачный сад
Молчит, пустой, и в нем
сверкает ветер;
Мир обезлюдел; никакой
мудрец,
Я точно знал, не сможет
снять проклятье,
Пока между деревьев
наконец
Не замелькало бабушкино
платье.
Приходит страх, и смысл
лишают прав.
Недаром в мире пауза повисла
Как грустная неправда
тех, кто прав,
И стрекоза "большое
коромысло".
В огромном черном городе
зимой
Метет метель на площади
Манежной,
И женщина, укрывшись с
головой,
Лежит без сна в постели
белоснежной.
Был смысл как смысл,
вдруг - бац! - и вышел весь,
А в воздухе, как дым от
сигареты,
Соткался знак, что дверь
- не там, а здесь
В пещеру, где начертаны
ответы
На все вопросы: о природе
зла,
Путях добра и сокровенной
цели
Всего вообще… Серьезные
дела!
Я ж говорил! А вы:
"Мели, Емеля".
2
Стеклянная дверь, ночь и
лес звезд,
И просто лес, и море
холмов, и просто
Море, и - меньше секунды
(прост
Странный совет) нужно -
не девяносто
(В том-то и дело!) лет,
чтобы понять: судьба -
В буквах как звездах-снах
в небе пустыни.
"Птица, кот и
собака, - крикнул Саид-Баба, -
Вы свободны отныне!
Трусость, спесь и
предвзятость мешали мне видеть свет, -
Спохватился Саид, от
восторга шатаясь как пьяный, -
Вот и дверь, - ахнул он,
- если так, может быть - разве нет? -
Просто дверью -
стеклянной".
Раньше лучше было…
Какие были времена!
Теперь не то - Бен-Ладен,
Путин…
А раньше - сосны, тишина,
"Во всем… дойти до
самой сути".
С утра по выходным мячи
И люди прыгают на пляже,
И запах тины и мочи
В кабинках и не только
даже.
В лесу, оправленном в
закат
(Где комары звенят,
зверея),
Прекрасные московские
евреи
О Мандельштаме говорят.
***
Белила, простыни...
Словом, вокруг зима.
Снулое солнце тускло, как
бы сквозь воду,
В растерянном воздухе,
тая, следит с холма
За маленьким пешеходом.
Все белое-белое...
Круглый, как анальгин,
Пруд совеет в снегу; в
полвысоты кружится-
Плавает над дорогой
ворон: один в один
Длинная брейгелевская
птица.
Все белое-белое... Лишь
человек одет
В траур, да брат его в
небе темен –
Спелись, вернее, скаркались,
что этот белый свет
Только снаружи бел, а
внутри – вероломен.
* * *
Что говорить о прочих,
если даже
Мужик не перекрестится,
пока
Не грянет гром и не
пробьет в пейзаже
Пробоину размером с
мужика.
Но иногда (возможно, это
сны),
Речь, в сущности, о
музыке – возможно,
Какой-то неземной и
невозможной –
Случаются включенья
тишины.
Последняя петарда,
свистнув, косо
Взмывает в небо – бах! –
немая взвесь...
И только выпь о четырех
колесах
Кричит во весь...
И что-то есть, по крайней
мере, то,
Чем дышит летний двор в
объятьях ночи:
Негадкий смысл, неплоский
мир, короче,
Надежда – сами знаете, на
что...
***
Конечно, плохо, даже
очень, но
В лесу, где листья падают
на дно;
В троллейбусе, где, как
птенцы на ветке,
Сидят уютный старичок в
беретке
И девочка в уродливом
пальто,
Которая – ты точно
знаешь, что –
Лет через
двадцать-тридцать –вспоминая
Вот это время (в
перспективе «то»),
Кому-то, хмыкнув, скажет:
«Смех! Тогда я
Носила это жуткое пальто
И ничего – носила и
носила...»
И некто спросит: «Сколько
тебе было?»
И женщина, прикинув,
скажет: «Шесть»...
Бессмыслица, но в этом
что-то есть.
***
В такой – какой? – то
влажной, то сухой
Траве-листве на
бледно-сером фоне
Небес, колонн, ступеней,
на газоне
Стоит безносый
пионер-герой.
Акива Моисеич Розенблат,
Начитанный декан второго
меда,
Вообще решил, что это
Андромеда,
И Анненского вспомнил
невпопад.
Мол, как сказал поэт в
порядке бреда,
Вон там по мне тоскует
Андромеда.
- Гуд бай, Ильич,
большой тебе привет, -
Профессор раскудахтался
глумливо, -
Не умерла традиция… Акива,
Ты настоящий врач! Живи
сто лет.
***
Карельская элегия
Тридцать лет не был.
Приехал – дождь.
Все ржаво, серо.
На причале в рифму
кричат: «Подождь,
Кинь спички, Серый!»
А приятель (выпил?
характер – дрянь?),
На ходу вправляя в штаны
рубаху,
Тоже на всю пристань
пуляет: «Сань,
Пошел ты на х..!»
Все похоже: проза
(слова), стихи
(Валуны и вереск, мошка и
шхеры,
Комары и сосны, цветные
мхи,
Серый).
Просто тот, кто раньше
глазел на бой
Солнца с Оле-Лукойе,
Не был только и ровно
собой,
Как вот этот, какой я.
Дом отдыха 70-х
Статуи, беседки, тишина.
Все, включая тишину,
немножко
Развалилось… В парке
дотемна
Взрослые гуляют по
дорожкам.
Фонари желтеют сквозь
листву.
Ленин, Сталин, Господи
помилуй!
Жизнь, как в школе,
жмется к большинству,
В большинстве, как
водится, немилому.
Брежнев, Каплер,
комнатный балет
Смыслов и непрожитого
воздуха…
Вот и получается, что нет
Ничего прекрасней дома
отдыха.
* * *
Преподаешь английский –
свет на ключ
Закрыт, но вдруг
взрывается, как будто
Аплодисмен-(качается
каюта)-
Тами; мартышка прыгает,
как луч.
Цирк на гастролях;
дрессировщик с чаш-
(Качает)-кой эспрессо и
галетой
Сидит в рубашке с воротом
апаш
На палубе под куполом из
света.
Прозрачная качается
каюта,
Лучи и тени ходят по
стене…
Чем неслучайней наши
объясне-
(Держись!)-ния, тем гаже
почему-то.
Эта пьеса
По телевизору показывали,
Как человек в котелке,
Вор,
Влезает в дом,
Как он думал,
Пустой,
А там – хозяйка.
И она –
Вероятно, это было хорошо
сыграно –
Влюбляется в вора,
То есть,
Вскоре после их
нечаянного знакомства –
Начинает смотреть на него
Особенным образом:
Без водевильной
плотоядности,
Но так, что даже я,
восьмилетний,
Догадался,
Что эта женщина в
сарафане,
С голыми плечами,
Нежной шеей
И немножко глупыми
кудряшками
Хочет, чтобы этот мужчина
с усами
Поцеловал ее,
Помог ей выбраться из
сарафана и…
Тут мое воображенье
буксовало,
Но я отчетливо помню,
Что «особенные» взоры
актрисы
Сулили «неизъяснимы
наслажденья»,
Причем
Не столько вору,
Сколько – вот именно –
мне.
Не исключено, что
Согласно авторскому
замыслу,
Вор должен был сначала
Попасть в дом,
Потом – в женщину,
Потом – через женщину –
Провалиться в самого
себя,
И затем
самоликвидироваться
Как вор,
А, скорее всего, вообще,
Потому что никем другим
Он быть не мог,
А проваливаться дальше –
Во всяком случае, внутри
этой пьесы –
Было некуда.
Первая правда
Из заросшей музыкой, как
мхом,
Первой правды (небо,
окна, стены)
Не видны ни куст, ни
стол, ни дом –
Только освещенный угол
сцены.
Это не премьера, не
прогон –
Просто репетиция, когда и
Цвет не различает цвета,
звон
Сам, где он, звонит, не
понимая;
Ритм не держит ритм – и
только страх,
Не смущаясь немотою зала,
В белых электрических
лучах
Впечатляет с самого
начала.
Одесса-63
О.Д.
На
солнечном пляже…
А.
Вертинский
Как добрые ложки (а ну
эти злобные вилки!)
И чуткие стражи,
Пузатые бабушки чинно
сидят на подстилке
На солнечном пляже.
Сверкает вода, изумрудная
и золотая,
И парус, как лучик,
Пузатые бабушки смотрят,
от нежности тая,
На внуков и внучек…
Недавно приятель сказал
мне в одном разговоре,
Нескладном немножко,
Что время из всех, так
сказать, категорий
Уж точно не ложка
И даже не вилка;
пространство добрей и круглее –
Садишься в двуколку
(Ну, в поезд) – раз-два и
вернулся! Вот пляж, вот аллеи…