Дведевочки
и парасенок.
( о книге стихов и миниатюр
Ю.Тубольцева )
Все роды литературы хороши, кроме
одного, скучного – сказал Вольтер. Если Вы согласны с этим утверждением, то
книга современного писателя Юрия Тубольцева
«Поэтика развернутого абсурда», Вам, пожалуй, понравится.
В этой небольшой по объему книжке есть все, чтобы не бросить чтение на
середине: словесные кульбиты, прыжки в нелепость, подмигивания читателю,
гомерический хохот, маскарадное шествие философий, несуществующие животные, жонглирование
словами и образами. На страницах «Поэтики» царит не серьезность, а легкость, не
рассуждения о высоких материях, а абсурдистская игра, не скучная наука, а
театральная клоунада. Все это, однако, не без примеси скрытой горечи, горечи от
нелепостей и тупиков человеческой мысли.
Миниатюры и стихи «Поэтики развернутого
абсурда» читаются легко, буквально за один присест. В этой книге около трехсот
коротких занимательных историй, диалогов и стихотворений. Все вместе они
создают ощущение захватывающего театрального действа, только у Тубольцева
каждое слово играет не ту роль, которую играло раньше, а ту, которую поручил
ему режиссер-автор.
Конечно, Юрий Тубольцев – постмодернист.
Что это значит? Это значит, что он
перемешивает, «миксует», сталкивает в пределах одной книги разные литературные,
культурологические и философские модели, играет стилями и манерами письма. Если
посмотреть на жанровую природу миниатюр книги, то в ней легко можно обнаружить:
притчу, сказку, верлибр, рассказ, дзенский коан, танка, хокку, смс-сообщение,
анекдот, афоризм, сценку, диалог, стихотворение и т.д. Автор миниатюр, будто опытный птицелов,
расставляет силки и ловушки для птиц нашего внимания, и читатель частенько
ловит себя на том, что попался.
Постмодерн как мировоззрение уравнивает противоположности: верх и низ, факты и мифы, серьезное и ироничное, элитарное
и массовое. У лучших постмодернистов 60-х - 90-х годов двадцатого века мы можем
обнаружить черты новой мифологии, дегуманистичной по сути, ставящей человека на
одну ступеньку вниз. Постмодерн разоблачает, мифологизирует, меняет систему
координат. В романе английского писателя Джулиана Барнса «История мира в 10,5
главах» историю библейского Ноя и его ковчега рассказывает личинка жука-древоточца, у француза Мишеля Турнье о
злоключениях Робинзона Крузо ярко и убедительно рассказывает туземец Пятница, а
в книге русского писателя Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» красный командир
оказывается просветленным учителем, буддийским ламой. Стоит отметить, что человек
как вид в этих и других произведениях постмодернизма - отнюдь не венец творения. Он жесток,
мелочен, болезнен, несправедлив и эгоистичен. Кстати, Тубольцев вполне может
считаться продолжателем этой линии «дегуманизированного искусства». В его книге
слово человек заменено следующими синонимами: хрюньга, людь, людисенок,
хрюловек, хрюдь и т.д.
Итак, «Поэтика развернутого абсурда»!
Попробуем разобраться. Почему - поэтика? Почему – развернутого? Почему –
абсурда? Название книги, наверное,
больше подошло бы к какому-нибудь основательному научному труду, чем к сборнику
коротких занимательных историй, однако…. Мне отчего-то кажется, что Тубольцев с
сочувствием отнесся бы к знаменитой фразе Даниила Хармса: «Меня интересует
только чушь!». Автор «Случаев» и «Елизаветы Бам» вполне мог бы считаться отцом того
направления в нынешней литературе, которое делает ставку на словесную
эквилибристику, динамичный сюжет и черный юмор. Современное постиндустриальное
общество насквозь пропитано скрытым цинизмом, внутренней пустотой и жаждой
развлечений, прикрывающихся рассуждениями о демократии и свободах личности. Юрий
Тубольцев, к слову сказать, живущий в Германии, не теоретизирует, а
художественно освещает эту ситуацию:
Дведевочки.
Одна девочка посмотрела сразу в два
зеркала
и поняла, что
она две девочки…
2006г.
Что вижу я в данном тексте? В
нем мне видится вовсе не остроумная шутка, а, скорее, скрытый кошмар. У
персонажа этой миниатюры-предложения нет ничего подлинного, у него отсутствует
сущность, ощущение собственной личности, индивидуальности. Представим себе, что
героиня текста заглянет сразу в 5 или 10 зеркал. Сколько девочек отразят
зеркала и что «поймет» эта девочка? Правильно, девочка «поймет», что ее 5 или
10. Это может означать лишь, что у персонажа нет никакой духовной опоры: такой
человек смотрит ТВ – и становятся ТВ-человеком,
погружается в мир виртуала - и он уже
виртуален до кончиков пальцев, смеется над дешевыми комиксами – и уже не может
остановиться.
У того же Даниила Хармса есть
рассказ о рыжем человеке, у которого не было ни глаз, ни ушей, ни рук – ничего
не было. Это уже не человек - одна лишь видимость, пятно пустоты. В каждом стихотворении
и рассказике Хармса звучит эта горькая нота – Человека больше нет. Люди,
которых мы видим на улице, утратили это
гордое имя, у них нет больше никаких духовных ценностей, они утратили свое
высшее измерение и шагнули в пустоту и мрак.
Духовные ценности – не миф. Люди, утрачивающие их, делают свою
жизнь зависящей от незначительных вещей,
сиюминутных желаний и прихотей. Такие люди несчастны по большому счету, хотя
они всегда яростно отстаивают свою «свободу»
и свое «мировоззрение».
Юрий
Тубольцев в своих миниатюрах также констатирует пустотность, инфантильность и
несамостоятельность человека техногенного общества. Несовпадение высоких
смыслов и реального существования слишком очевидно, люди не понимают, зачем и
для чего они совершают те или иные поступки:
Куда уходят смс?
А
может, важен сам процесс!?
2006
Вообще, основным свойством произведений
автора является несерьезность, игра, ирония. Что это может означать? Если
серьезность стремится установить точные соответствия между явлениями и предметами,
то несерьезность, юмор могут свободно
развивать любую мысль, пока она не превратится в собственную противоположность.
Юмор, таким образом, ведет к переосмыслению жизни, ее пониманию. Конечно, при
регулярных путешествиях в нелепость существует возможность вовсе заблудиться в
ее дебрях, однако есть и возможность понять нечто важное. Юрий Тубольцев в
своих коротких странных историях как раз и занимается этой работой осмысления
происходящего с нами, современными людьми:
Гороха.net
- как жаль,
что в Интернете нет гороха.
- а почему?
- принцесс
от лжепринцесс не отличить...
2008
Теперь стоит сказать несколько слов о
писательских методах работы Юрия Тубольцева. Главное, наверное, достоинство его
миниатюр в том, что они быстро заканчиваются. Два-три предложения, максимум –
абзац, и вы уже переворачиваете страницу.
Тубольцев прекрасно помнит основное свойство сознания современного горожанина –
разбросанность, фрагментарность, «клиповость», принципиальное нежелание, да и
неумение на чем-либо сосредоточиться надолго. Минута, другая, и нужно
переключить телевизионный канал, две-три минуты – и новый сюжет, новая встреча,
полчаса – и книжка пролистана(лучше, если это будут книга комиксов) . Хорошо ли это, плохо(скорее – второе), но это
тенденция, и с ней нужно считаться. В Японии недавно вышла смс-версия романа
Льва Толстого «Анна Каренина» - в 30-ти
сообщениях. На Западе давно уже никто не
пишет романы объемом более 200-250 страниц. Издатели убеждены, что современный
читатель не купит и не станет читать произведение в 300, 400 или 500 страниц.
Современному писателю приходится приспосабливаться к этой ситуации и писать
лаконично, емко и стильно. В книге Юрия Тубольцева этот вопрос решен даже более
радикально – самое длинное его произведение состоит из 10-15 предложений.
Стоит признать, у Тубольцева-писателя богатая и живая фантазия
– почти у каждой миниатюры есть
необычный заголовок: «Ледбовь», «Разговор двух часов», «Неодарвинисты»,
«Солнценосное», «Резонанс строк» и т.д.
Заголовки эти ненавязчиво подталкивают к прочтению миниатюр, а иногда и несут
дополнительную смысловую нагрузку. Автор «Поэтики развернутого абсурда»
частенько использует молодежный сленг (аська, реал, френдить), создает
неологизмы (кощенок, щеконок, солнцефальд, парасенок и двусенок), смешивает
слова нескольких языков ( листtalk,
wwwновь, гороха.net), обыгрывает
фразеологизмы, религии и мифы народов
мира (мастер дзынь, разбуддизм, зоостестизм, буратино-водолаз), работает с
ритмикой строки и звукоподражанием (ыкзестензиализм, междуносие, хрюловеки) и
т.д. Писательские методы Тубольцева достаточно разнообразны, он старается не
повторяться, снова и снова удивляя читателя.
Тем не менее, в этой книге можно найти не только развлечение, но и пищу
для ума. В миниатюрах Тубольцева с завидным постоянством повторяются слова:
абсурд, глупость, нелепость, вздорность, мимолетность. Автор не просто
фиксирует отсутствие смысла, но и надеется, что мы сами сможем найти выход из
этого лабиринта. Ему совсем не интересно подсказывать выход, а иногда,
возможно, он и сам теряет ориентир и задумывается
- а куда же, собственно, идти дальше? Вот это свойство письма автора и делает
его ближе и понятнее нам, ведь автор не учит и не читает мораль, а вместе с
нами пытается разобраться в «основных вопросах философии». Делает он это легко,
весело и нестандартно, поэтому книгу «Поэтика развернутого абсурда» я могу
посоветовать всем, кто любит жизнь
больше ее смысла, стремится жить
достойно и быть счастливым в любом, даже самом нелепом и непонятном мире.
Октябрь
2008г.
|