(К публикации цикла стихотворений
ЕленыКаревой в журнале «Город» №12)
При чтении книги я не почувствовал – ни своего настоящего, ни своего
прошедшего. Хочется сказать – это автор все про себя, а я – нетакой. А какой? Ну а автор какой?
Но все по порядку.Равнодушие,
жизнь тянется, замирание, уходящее время, ледяной, болезнь, смерть – это слова,
часто употребляемые, почти лейтмотивы книги. Что-то тянется, жизнь движется по
кругу, а зачем?
Это все память. Известно ведь, что первое
правило любого послушника – стирание накопившийся мирской грязи с сознания,
очищение, короче говоря – стирание памяти о негативе. Поэзия – возможно, тоже
вид послушничества, а раз это хотябы
немного так – способ обращения со своим прошлым известен…
Ведь что делает ретроспекция, взгляд назад - она заставляет сравнивать, постоянно
оглядываться, а вот Орфею, между прочим, как разиз-за этого сильно не повезло. Память, по выражению
Бориса Херсонского – «сад, который не
обойти».
Да и вообще. Сомнение в том, что жизнь – это Дар, и создает поэзию уныний
и томлений. Есть ощущение, что автор не живет, а томится.В современном контексте это даже не
символизм, вовсе не Блок и Бальмонт, может быть, этакийИннокентий Анненский со своими «трилистниками»
- «Трилистник тоски», «Трилистник ледяной», «Трилистник обреченности» и т.д.
Да, именно этот автор, отделенный от Елены Каревой ровнехонько столетием,
приходит на ум при чтении сборника. Ни слова о влиянии, его должно быть не
было, это всего лишь совпадение нескольких мировоззренческих постулатов.
Мне на самом деле и обидно, и больно,
ведь в этой книге даже вода – и та неживая.
Мир, весь огромный земной мир
хочется подарить автору, безусловно, талантливому, чтобы он увидел Свет, Любовь,
Красоту.
В книге - приглушенные звуки, и стоит неяркий свет(но
ведь и этот свет –от Любви), туман, заволакивающий истину, туман ожиданий,
вовсе не радостных.
Да, конечно, мир наш вряд ли становится лучше, во всех сферах начинают
преобладать меркантильность, равнодушие и цинизм, однако это не может быть
поводом для отчаяния или опускания рук, ведь чистота и прозрачность всегда
присутствуют.
Из удач сборника: «Мелькнул серебряною пулей...», «Среди душевных
наслоений…», «Мне в памяти не удержать, цветок..». В этих стихах, как некий
призыв, присутствуют – и тонкость, и страсть, и формальное мастерство, и даже –
выход за рамки уже сложившегося миропонимания.